Поиск по блогу

Как сделать вулкан для школьного проекта

Всем привет!

Первая четверть окончена и каникулы в самом разгаре. Самое время заняться подготовкой к защите проекта по предмету "Окружающий мир"!

Сегодня расскажу и покажу какой проект мы сделали с дочкой в первом классе. Этот проект имел оглушительный успех у одноклассников, а учитель не поскупился на отличную оценку!



Можно сколько угодно спорить о качестве школьной программы и знаний, которые она дает. Мое мнение такое, современная программа "Школа России" по окружающему миру просто потрясающая! Столько проектов и занятий для познавания окружающего мира и развития воображения!

Скажу честно, когда на собрании в первом классе нам продемонстрировали мультимедиа проект третьеклассника и сказали, что наши дети должны тоже защитить нечто подобное, возмущению моему не было предела - как так?! Презентация PowerPoint в первом классе? А информатику они начинают изучать только в 7 классе. Нестыковочка. Учиться за ребенка? А смысл тогда в чем?

Поэтому мы пошли своим путем, спасибо классной руководительнице - она пошла нам навстречу. Тему выбрала я сама исходя из того, что интересно детям в 7 лет. А интересны им всевозможные химические и физические опыты. Какой опыт самый зрелищный? Правильно - извержение вулкана, вот про вулканы-то мы и сделали наш проект!

По плану, проект наш должен был состоять из трех частей: самодельный плакат, реферат доклада  и действующая модель вулкана.




Начали с изготовления модели вулкана, т.к. ее делать дольше всего. Модель изготавливали по технике папье-маше - взяли пластиковую пол-литровую бутылку, зафиксировали ее на основании при помощи двустороннего скотча. 



Обложили мятыми газетами которые так же зафиксировали малярным скотчем. 



Затем нарвали газету мелкими кусочками, обмакивали их в растворе из воды, муки и клея ПВА и обклеивали нашу конструкцию из бутылки, газет и скотча. 



Сделали слоев пять, дали просохнуть дня два. Вооружившись акриловыми красками, раскрасили наш вулкан.



Красили в два этапа: сначала дочка покрасила все черной краской,



когда подсохло, я дорисовала лаву. 



Акриловые краски дают хорошее прочное покрытие, которое не размокает от воды, что для действующей модели вулкана очень важно.
Пока вулкан стоял на просушке, на плакате формата А1(который мы собрали при помощи прозрачного скотча из 4 листов формата A3) я карандашом сделала набросок вулкана в разрезе. Дочка с удовольствием этот набросок раскрасила гуашью. Подписи частей вулкана я тоже выполнила карандашом, а она обвела их потом черным фломастером.



С полуторогодовалым малышом в это время мы раскрашивали лист формата А4 в голубой цвет. 


Позже, когда краска подсохла я нарисовала на голубом фоне белые облака, получилось небо, которое мы использовали в качестве фона.

Оставалось сделать реферат. Так как в первом классе дети только учатся писать письменными буквами, то создание реферата стало дополнительно тренировкой этого навыка. Писали мы его так: в чистой тетрадке я написала печатными буквами постраничное содержание реферата, а дочка переписала это все в другую чистую тетрадь, но уже прописными буквами. Написание этого реферата заняло у нее почти две недели.



Затем мы учились рассказывать этот реферат красиво и с выражением, показывая на плакате все части вулкана и называя их. В качестве подсказок на каждой странице реферата я сделала небольшие иллюстрации того, о чем идет речь на данной странице. Это облегчило дочке задачу.

Финальным этапом подготовки к защите проекта стало тестирование нашей действующей модели. В качестве ингредиентов мы использовали лимонную кислоту, соду, немного пищевого красителя, немного жидкости для мытья посуды и горячей воды.

Последовательность эксперимента такая: сначала засыпаем сухие ингредиенты - соду и лимонную кислоту, затем выливаем горячий раствор пищевого красителя, воды и средства для мытья посуды (примерно один стакан). Ждем секунд пять и извержение выходит на поверхность с вау-эффектом! :)



В ходе тестового эксперимента мы поняли, что

1. для проведения эксперимента нужны перчатки
2. воронка для засыпания и заливания ингредиентов в жерло вулкана должна быть не бумажной, а пластиковой
3. основание протекает и должно быть загерметизировано
4. облака на заднем фоне - это красиво, но не практично



По результатам данного теста были предприняты необходимые меры по устранению дефектов: мы купили в аптеке перчатки, основание тщательно обклеили скотчем и для демонстрации в школе подготовили кусок клеенки, чтобы закрыть стол, на котором будет происходить демонстрация. Воронку сделали из бутылочки от детского йогурта, диаметр горлышка был меньше чем диаметр жерла вулкана. Картинку на заднем плане после промывки и просушки модели пришлось заменить на новую, а после демонстрации в школе, мы вообще убрали заднюю стенку, чтобы было удобнее проводить эксперимент и наблюдать за ним. Результаты теста мы так же внесли в реферат, в главу о выводах.

Чтобы поддержать дочку  и запечатлеть защиту ее первого проекта, я напросилась на урок в качестве ее ассистента. Защита прошла на ура: когда дочка закончила свой рассказ и демонстрацию класс аплодировал стоя, и это не преувеличение! Я сама была приятно удивлена такой реакцией. Вулкан продолжал извергаться еще минут 15 и у всех желающих было время сфотографировать вулкан или даже заснять его извержение на видео.



Прошел год и мы готовим новый проект. На этот раз с мультимедийной презентацией, которую на 90%  готовлю я сама. Но и действующая модель для демонстрации у нас тоже будет, даже две. Когда расскажу и покажу о чем наш проект в этом году, думаю, вы поймете, почему  я решила принять в этот раз более активное участие в проекте.


Мысль дня сегодня такая: "Мудрость есть дочь опыта." – Леонардо да Винчи