Кто-то начинает обучать ребёнка чтению с пелёнок, а кто-то ждёт, когда ребёнок сам начнёт проявлять интерес к чтению и буквам. У нас первое знакомство с буквами произошло примерно в дочкины 2,5 года, когда над её кроваткой были прикреплены буквы из фетра. Первое слово, которое мы учились с ней читать и писать было её имя, потому что нет на свете для человека приятнее звуков его имени. :)
На тех фетровых буквах были изображены предметы, которые на эту букву начинались, это были своего рода подсказки. Сначала я просто давала эти буквы ребёнку в руки для рассмотрения, затем мне в голову пришла идея, сделать целый алфавит. Но сделать его не из фетра, а из гофрокартона. Буквы должны были быть достаточно крупными, чтобы их было удобно держать в руках. Придумано - сделано? Ничего подобного! Ребёнку было всего 2,5 года и особого интереса к буквам он, конечно, не проявлял. В 2,5 года гораздо интереснее возиться в песочнице, поэтому на прогулке, пока дочка сидела в песочнице и строила куличики, я сидела на бортике песочницы и вырезала из гофрокартона предварительно нарисованные карандашом буквы. Весь алфавит мне удалось осилить за две или три прогулки. И примерно год он благополучно хранился в картонной коробке из-под детской обуви.
Все обучение чтению в этот период у нас сводилось к периодическому рассматриванию красивых иллюстраций в книжке Елены Бахтиной "Букварь для малышей от 2 до 5". Очень рекомендую. Именно из этой книжки и была почерпнута сама идея картонного алфавита.
Когда дочке исполнилось три, у нее стал проявляться явный интерес к буквам и написанию таких слов как "ЯСЯ", "МАМА" и "ПАПА" и в 3,5 года она уже свободно узнавала эти слова и даже могла их писать. Однако, буква Я она ж такая вредная - всегда норовит написаться как R. Через это проходят все, видимо, это из области коллективного бессознательного. :)
Нужно было придумать, как эту капризную букву зрительно запомнить. И тут я вспомнила про ту коробочку с картонными буквами! Для того чтобы составлять слова, одного алфавита недостаточно, поэтому в один из вечеров были сделаны вторые экземпляры букв А, О, Я, Б, М, П, Г. И вот проект вошёл в активную фазу!
Сначала мы использовали эти буквы как трафарет и просто обводили фломастерами и шариковыми ручками. Затем буквы были раскрашены гуашью, а потом нашу фантазию было уже не остановить.
Букву Н мы смазали клеем ПВА и намотали на нее нитки.
На букву П я пришила пуговицы, которые выбирала и подавала мне дочка.
Мягкий знак получился по-настоящему мягким.
На букве С наштамповали сердечек, в качестве подсказки.
А на букве Л - лягушек.
Букву Ш я вырезала из бархатной бумаги, это наша шершавая буква.
Буква Ф из фиолетового фетра.
Буква Щ похожа на щётку.
Видишь, хвостик на конце? Значит это буква Ц!
З очень плохо запоминалась, пришлось ей глазки подрисовать, это у нас змея.
Буква Т как молоток, стучит Тук-Тук-Тук.
Буква Я -зелёная, как яблоко, Ж - жёлтая, Ч - чёрная, К-коричневая и тд.
Самое интересное начинается, когда ребёнок знает уже все буквы. Например, мы играем в школу, у нас урок чтения, мы выкладываем согласные, берём гласную и используем её как бегунок. Поставляем гласную к согласной, получается слог. Начинать рекомендуют с простых слогов на А, О,У, Э, Ы то есть с тех гласных, которые не смягчают согласную. Затем переходить на слоги с И, Е, Ё,Я, Ю.
Идею начала обучения чтению со слогов с фиксированной гласной, я взяла вот из этой книжки.
Она гораздо дешевле, чем первая, не такая красочная, но в ней много картинок рядом со словами, позволяющих детям чувствовать себя уверенней на начальном этапе. Ещё в этой книжке есть интересные задания, например нарисовать то, что написано. То есть прежде чем нарисовать, хочешь - не хочешь, а прочитать придётся. Любопытно же!
Еще очень полезное упражнение - лепка букв из пластилина или теста. Когда лепите из пластилина, то буквы удивительным образом могут превращаться одна в другую лёгким движением руки. Их можно даже ставить на ножки и складывать в объёмные слова!
Можно буквы рисовать на манке или песке. Можно выпечь печенье в форме букв, устроить чаепитие, составлять из печенюшек слова и спрашивать ребёнка, какую букву или даже слово он бы хотел съесть.
А кубики Зайцева и магнитная азбука всегда успеется, правда? ;)
"Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму." - гласит древняя китайская мудрость.
На тех фетровых буквах были изображены предметы, которые на эту букву начинались, это были своего рода подсказки. Сначала я просто давала эти буквы ребёнку в руки для рассмотрения, затем мне в голову пришла идея, сделать целый алфавит. Но сделать его не из фетра, а из гофрокартона. Буквы должны были быть достаточно крупными, чтобы их было удобно держать в руках. Придумано - сделано? Ничего подобного! Ребёнку было всего 2,5 года и особого интереса к буквам он, конечно, не проявлял. В 2,5 года гораздо интереснее возиться в песочнице, поэтому на прогулке, пока дочка сидела в песочнице и строила куличики, я сидела на бортике песочницы и вырезала из гофрокартона предварительно нарисованные карандашом буквы. Весь алфавит мне удалось осилить за две или три прогулки. И примерно год он благополучно хранился в картонной коробке из-под детской обуви.
Все обучение чтению в этот период у нас сводилось к периодическому рассматриванию красивых иллюстраций в книжке Елены Бахтиной "Букварь для малышей от 2 до 5". Очень рекомендую. Именно из этой книжки и была почерпнута сама идея картонного алфавита.
Когда дочке исполнилось три, у нее стал проявляться явный интерес к буквам и написанию таких слов как "ЯСЯ", "МАМА" и "ПАПА" и в 3,5 года она уже свободно узнавала эти слова и даже могла их писать. Однако, буква Я она ж такая вредная - всегда норовит написаться как R. Через это проходят все, видимо, это из области коллективного бессознательного. :)
Нужно было придумать, как эту капризную букву зрительно запомнить. И тут я вспомнила про ту коробочку с картонными буквами! Для того чтобы составлять слова, одного алфавита недостаточно, поэтому в один из вечеров были сделаны вторые экземпляры букв А, О, Я, Б, М, П, Г. И вот проект вошёл в активную фазу!
Сначала мы использовали эти буквы как трафарет и просто обводили фломастерами и шариковыми ручками. Затем буквы были раскрашены гуашью, а потом нашу фантазию было уже не остановить.
Букву Н мы смазали клеем ПВА и намотали на нее нитки.
На букву П я пришила пуговицы, которые выбирала и подавала мне дочка.
Мягкий знак получился по-настоящему мягким.
Твёрдый знак твёрд как камень.
А на букве Л - лягушек.
Букву Ш я вырезала из бархатной бумаги, это наша шершавая буква.
Буква Ф из фиолетового фетра.
Буква Щ похожа на щётку.
Видишь, хвостик на конце? Значит это буква Ц!
З очень плохо запоминалась, пришлось ей глазки подрисовать, это у нас змея.
Буква Т как молоток, стучит Тук-Тук-Тук.
Буква Я -зелёная, как яблоко, Ж - жёлтая, Ч - чёрная, К-коричневая и тд.
Самое интересное начинается, когда ребёнок знает уже все буквы. Например, мы играем в школу, у нас урок чтения, мы выкладываем согласные, берём гласную и используем её как бегунок. Поставляем гласную к согласной, получается слог. Начинать рекомендуют с простых слогов на А, О,У, Э, Ы то есть с тех гласных, которые не смягчают согласную. Затем переходить на слоги с И, Е, Ё,Я, Ю.
Идею начала обучения чтению со слогов с фиксированной гласной, я взяла вот из этой книжки.
Она гораздо дешевле, чем первая, не такая красочная, но в ней много картинок рядом со словами, позволяющих детям чувствовать себя уверенней на начальном этапе. Ещё в этой книжке есть интересные задания, например нарисовать то, что написано. То есть прежде чем нарисовать, хочешь - не хочешь, а прочитать придётся. Любопытно же!
Еще очень полезное упражнение - лепка букв из пластилина или теста. Когда лепите из пластилина, то буквы удивительным образом могут превращаться одна в другую лёгким движением руки. Их можно даже ставить на ножки и складывать в объёмные слова!
Можно буквы рисовать на манке или песке. Можно выпечь печенье в форме букв, устроить чаепитие, составлять из печенюшек слова и спрашивать ребёнка, какую букву или даже слово он бы хотел съесть.
А кубики Зайцева и магнитная азбука всегда успеется, правда? ;)
"Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму." - гласит древняя китайская мудрость.